MENU
MENU
Главная » Статьи » История моей семьи » Лимановская Татьяна Георгиевна

Т. Лимановская: Всероссийский съезд учителей русского языка и литературы
Всероссийский съезд учителей русского языка и литературы
24 Июл 2012

С 4 по 6 июля 2012 года в Московском государственном университете состоялось значимое для системы российского образования событие – Всероссийский съезд учителей русского языка и литературы.

Привлекали внимание уже сама программа этого грандиозного форума, известные каждому педагогу-словеснику имена его организаторов и участников. Среди них: ректор Московского государственного университета В.А. Садовничий; декан филологического факультета главного храма российской науки М.Л. Ремнёва; профессор, доктор филологических наук М.М. Голубков; главный редактор журнала «Литература» С.В. Волков; старейший преподаватель литературы, известный не одному поколению учителей, Л.С. Айзерман.
Впечатляла и география участников: на сайте съезда зарегистрировались для участия в его работе педагоги из различных образовательных учреждений от Камчатки до Калининградской области, от Мурманска до Краснодара (всего из 72 регионов Российской Федерации).
Самарское региональное отделение общероссийской общественной организации «Всероссийское педагогическое собрание» также не осталось в стороне от этого мероприятия. По инициативе руководителя Самарского РО ВПС, ректора ПГСГА Игоря Владимировича Вершинина была сформирована делегация от нашего региона, в состав которой вошли учителя русского языка и литературы Татьяна Георгиевна Лимановская (гимназия г.о. Сызрань), Наталья Григорьевна Додонова и Татьяна Васильевна Беспалова (ГБОУ СОШ с. Елховка), Ольга Александровна Ефремова (МБОУ СОШ №13 г.о. Самара). Возглавила делегацию кандидат филологических наук, доцент, заведующий кафедрой русского языка и методики его преподавания ФГБОУ ВПО "Поволжская государственная социально-гуманитарная академия" Ольга Ивановна Кальнова.
Заметим, что последний раз подобное большое собрание учителей-словесников проходило в 2003 году в Санкт-Петербурге. И за 9 лет у педагогического сообщества, безусловно, накопилось множество вопросов и проблем, требующих совместного обсуждения. Какова роль русского языка и литературы в современном обществе? Что происходит в последнее время с «великим и могучим, правдивым и свободным русским языком»? Как вписываются учебные предметы «Русский язык» и «Литература» в систему новых образовательных стандартов? Удовлетворяют ли результаты ЕГЭ и ГИА по этим предметам требованиям общероссийской системы оценки качества образования (ОСОКО)? Вот лишь немногие из тех вопросов, которые звучали в докладах и выступлениях на многочисленных секциях и круглых столах съезда и вызвали самые оживленные дискуссии.
На пленарном заседании с приветственным словом к делегатам съезда обратился ректор МГУ В.А. Садовничий. Для более 800 участников форума прозвучали слова о том, что русский язык в школе – главный инструмент познания, а литература – главный воспитатель юного человека. Так что отношение к ним, без преувеличения, становится делом государственным. К сожалению, отметил ученый-математик, многие учащиеся не могут понять смысла условия задачи, не знают значения слов «дилемма», «периферия» и т.п. Получается, чем лучше человек владеет языком, тем лучше он доказывает ту же теорему, и наоборот, ибо мысль совершается в слове. Вот почему предмет «Русский язык. Культура речи» изучается на всех курсах МГУ.
О заинтересованном отношении к наболевшим проблемам говорят сами названия выступлений: «Боли и тревоги старого учителя литературы» (Л.С. Айзерман, гимназия №1539 г. Москвы), «Как спасти литературу?» (И.В. Никитина, Лицей № 10 г. Волгограда), «Проблемы преподавания русского языка в контексте введения ФГОС» (Д.И. Архарова, Свердловская область), «Положительные и отрицательные аспекты информатизации обучения» (В.С. Голяковская, издательская группа «Основа» г. Москва).
Проблема современного информационного общества – и эта мысль звучала во многих выступлениях - заключается в том, что утрачен очень важный навык – навык речепорождения. Отсюда бедность, невыразительность речи наших чиновников; неумение школьников писать сочинения, а студентов – курсовые и дипломные работы; злоупотребление штампами, иноязычными словами публичных людей… «Переломить ситуацию», «в разы увеличить производительность труда», «созвать саммит руководителей районов», «отмониторить» - перечень подобных «перлов» можно продолжать и продолжать.
Что же делать? Как спасать «великий и могучий», а вкупе с ним и литературу? Мнения участников дискуссий были различными – от весьма мрачного прогнозирования до самого оптимистичного. Последовательно развенчал мифы о русском языке, о его якобы порче в своей речи заведующий кафедрой русского языка Московского государственного областного университета П.А. Лекант. «Надо помочь русскому языку! Этот призыв трогателен, но нелеп,- заявил докладчик. - Надо ли помогать океану? Русский язык, язык великого Пушкина, культурно-исторический код нашей нации, – океан. Все перенесет, аккумулирует лучшее, отбросит ненужное – и останется по-прежнему могучим и прекрасным». Да, действительно, испортился не язык – испортилась наша речь. А вот над ее исправлением, улучшением как раз можно и нужно работать, помня знаменитое изречение: «Границы моего языка определяют границы моего мира» (Л. Витгенштейн ).
Пожалуй, наибольший интерес вызвало заседание круглого стола Всероссийского педагогического собрания, посвященное обсуждению инициативы Президента РФ В.В. Путина о формировании списка «100 книг, которые должен прочитать каждый школьник». Особое внимание вызвало предложение провести опрос наших «культурных авторитетов» и сформировать список 100 книг, которые должен будет прочитать каждый выпускник российской школы. Не вызубрить в школе, а именно самостоятельно прочитать...
Открыла секцию профессор В.Н. Иванова – председатель Всероссийского педагогического собрания. В открытой дискуссии приняли участие учитель русского языка и литературы СОШ с. Елховка Самарской области Н.Г.Додонова, директор Бакчарской СОШ Томской области С.В. Быкова, учитель русского языка и литературы гимназии №2 г. Осташкова Тверской области, победитель конкурса «Учитель года 2012» Н.Ю. Ковалёва и другие делегаты. Все присутствующие – а их было более 100 человек – сошлись на одном: инициатива Президента очень своевременна, заслуживает самого серьезного внимания со стороны общественности, педагогического и родительского сообщества. Однако предстоит большая, кропотливая работа по реализации данного проекта: создание окончательного перечня на основе предложений, присланных из различных регионов, разработка мероприятий по пропаганде чтения, включая проведение Дня книги в каждом учебном заведении.
Что касается Единого государственного экзамена, то главной была обозначена следующая проблема. Многие участники форума считают, что ЕГЭ рассчитан на среднего ученика. Творческому, «продвинутому» ученику в его рамках тесно. Да, мы научились работать в формате ЕГЭ, знаем о подводных камнях и экзаменационных «ловушках», показываем даже высокие результаты, вплоть до 100 баллов. Но нередко это все-таки результат «натаскивания», «дрессуры», что претит поставленным перед современной школой задачам... Но если с русским языком все более-менее определилось, то ЕГЭ по литературе и истории вызывает немало вопросов, ибо эти предметы в принципе не поддаются формализации.
Может быть, стоит вернуться к идее выпускной работы, выпускного сочинения, кстати, прозвучавшей на съезде? Нет, не того, что писала вся страна вплоть до 2001 года, а словесники проверяли, вооружившись шариковыми ручками самых различных оттенков. Возможно, что тема должна быть индивидуальной, выбранной самим выпускником, и даже с последующей его защитой? И тогда он продемонстрирует те самые качества, которые мы от него ожидаем – гражданскую и интеллектуальную зрелость? Дискуссия по этим вопросам продолжается…
Да, форум словесников поставил больше вопросов, чем дал ответов. Но это и замечательно, потому что он пробудил желание работать, искать новые пути.
Делегат съезда Т. Лимановская,  
учитель русского языка и литературы,  
заведующая кафедрой гуманитарных дисциплин ГБОУ гимназия г. Сызрани 
 


Источник: http://www.pgsga.ru/infocenter/actions/18484.html
Категория: Лимановская Татьяна Георгиевна | Добавил: Elena (13.05.2016) | Автор: Т. Лимановская
Просмотров: 352
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]