MENU
MENU
Главная » Статьи » История моей семьи » Щеуловы

Сызрань - Краткая историческая справка

Сызрань - Краткая историческая справка

 

Сызрань - город областного подчинения, центр Сызранского района Самарской области. Расположен у подножия Приволжской возвышенности, на правом берегу Волги (в 130 км от Самары вниз по течению), в устье р. Сызрань, от которой получил свое название, означающее в переводе с тюркского "овраг", "низина", "болотистая местность".

От Сызрани отходит 6 железнодорожных линий - 2 на Москву - через Пензу и Рузаевку, на Самару. Тольятти, Ульяновск и Саратов. Близ Сызрани проходит автодорога Москва-Самара.

Город основан в 1683 году как военная крепость воеводой Григорием Козловским. Закладка города в 17 веке была вызвана необходимостью обеспечивать безопасность торгового пути между северными и южными областями государства Российского.

В 1780 году учрежден герб города Сызрани - черный бык на золотом поле, что означает изобилие "сего рода скота" и плодородие земель. В 18 веке Сызрань имела свой уезд и воеводскую канцелярию.

В 1781 году Сызрань становится уездным городом Симбирского наместничества (с 1796 года - Симбирской губернии).

С этого времени здесь развивается торговля хлебом, земледелие, кожевенное, сапожное, портняжное, деревообделочное ремесла.

К концу 19 века Сызрань превращается в крупный железнодорожный узел и перевалочный пункт грузов с железнодорожного транспорта на волжские суда и обратно.

В 1880 году открыт самый крупный в Европе Сызранский (Александровский) мост (проект Н.А. Белелюбского, инженер В.И. Березин) через Волгу, соединивший Европу и Азию.

Строительство железных дорог способствовало развитию промышленности. Появляются крупные мельницы, гвоздильный завод, чунунно-литейные и механические мастерские, лесопильный завод, банк, телеграф, типография.

Наибольший удельный вес имели мукомольные предприятия. Купцы Перегожины, Стерлядкины, Чернухины, Ильины строили паровые, вальцовые мельницы.

На рубеже 19 и 20 веков главная отрасль промышленности в Сызрани - мукомольная. Город занимал 4-е место в России по переработке зерна, уступая лишь Нижнему Новгороду, Саратову и Самаре.

После пожара 1906 года, уничтожившего почти все деревянные строения, ведется каменная застройка города. Купцы возводят для своих семей и общественных нужд особняки. На пожертвования горожан строятся церкви. Ныне эти здания являются памятниками архитектуры, многие из них отреставрированы в последние годы.

С 1928 года Сызрань - центр Сызранского округа Средне-Волжского края.

Около 39 тысяч сызранцев приняли участие в Великой Отечественной войне. 11300 человек сложили головы на полях сражений. 26 горожан за ратный подвиг удостоены звания Героя Советского Союза.

В годы Второй мировой войны в Сызрань были эвакуированы несколько предприятий, в том числе Людиновский локомобильный завод (ныне АО "Тяжмаш") В городе находилось 11 госпиталей для раненых.

В послевоенное время в Сызрани развиваются нефтехимическая, химическая, энергетическая, легкая, пищевая промышленность, машиностроение.

Сызрань наделена статусом исторического населенного пункта России. Весь исторический центр города представляет собой единый градостроительный ансамбль, хорошо сохранившийся до настоящего времени. Те, кто знаком с Сызранью, по праву называют ее одной из жемчужин Поволжья

Категория: Щеуловы | Добавил: Elena (24.07.2007)
Просмотров: 2438
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]